Social Ethics (rutopy) wrote,
Social Ethics
rutopy

Category:

Эмиграция как моральный долг

Бывают в жизни страны ситуации, когда власть душит свободу и страна оказывается отброшена назад по сравнению с другими, более свободными странами. В этом случае принято считать, что эмиграция - что-то позорное: бегство с корабля, предательство, трусость и т.п. Что настоящие герои не бегут, а борятся на месте. Даже если это не говорится открыто, беженцы вызывают не слишком теплые чувства, особенно если им что-то не нравится на новой родине. Дескать, поскольку эмигрант отказался менять к лучшему свою страну и бороться за будущее своего народа, он потерял моральное право на свое мнение, фактически - на моральную автономию.

На самом деле, это не так. Борьба (включая бойкот и саботаж) требует организации, и если это невозможно, эмиграция становится не просто одним из правильных способов сопротивления, но и единственно доступным. В конце концов, организоваться можно вне родины, так же как и найти соответствующие способы дальнейшей борьбы. Главное - сохранить моральное ядро своей культуры, сберечь его для последующего возрождения.

Второе, эмиграция - это тоже способ борьбы. Ни одна страна не может существовать без этичных, продуктивных граждан. Если все они покинут ее, в ней останется бездумное стадо, не способное к поддержанию порядка и развитию. Такая страна обречена. Она станет жертвой как минимум экономической конкуренции, а возможно и военного вмешательства. И то, и другое будет способствовать пробуждению у стада разума, а у власти - потребности в ослаблении насилия. Но, разумеется, с точки зрения морали важен не этот гипотетический результат, которого можно ждать не одно столетие, а само действие: эмиграция - это вклад в поражение врага.

В условиях, когда организованное сопротивление подавляется, а сил/мужества/возможностей для личного нет, эмиграция становится моральным долгом. Все, кто сознательно остается работать, поддерживая и укрепляя врага - коллаборанты и, разумеется, несут полную ответственность за деяния власти. Разумеется, это не относится к тем, кто 1) не понимает разницы между добром и злом, 2) тем, кто обьективно не в состоянии эмигрировать.

Схожая дилемма стояла перед русской белоэмиграцией. Увы, сохранить культуру они не смогли, иначе сейчас бы Россия уже быстро возрождалась.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments